UKRAINIAN POLITICAL SCIENCES ASSOCIATION / ВСЕУКРАЇНСЬКА АСОЦІАЦІЯ ПОЛІТИЧНИХ НАУК

Валерий Бебик. АЗЕРБАЙДЖАН: К ВОПРОСУ О ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

Азербайджан выстраивает свою геополитическую стратегию, равноудаленную от Москвы, Стамбула и Тегерана?



Валерий Бебик,

доктор политических наук, профессор,

председатель Всеукраинской ассоциации

политических наук,

http://vbebyk-2014.io.ua/

 

 

 

АЗЕРБАЙДЖАН: К ВОПРОСУ О ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

 

 

На пути к независимости: немного истории 

 

Как показывает анализ социально-политических и культурологических процессов на постсоветском пространстве  распад СССР поставил страны, некогда входившие в его состав не только перед трудным выбором относительно ориентиров будущего  политического развития, но перед  и дилеммой касательно национальной идеи, которая могла бы сплотить вокруг себя все общество. Решение в этом направлении необходимо было принимать быстро и решительно, ибо каждый уходящий день в политическом и экономическом вакууме сопровождался насилием и кровавым противостоянием на национальной почве.

 

С одной стороны, желание восстановить исторические права доминирующего этнического элемента, а с другой - возрождение и экспорт радикальных настроений извне еще больше разжигали противоречия между отдельными составляющими общества. Полагаем, что все хорошо помнят события имевшие место в тот период в Молдавии, в кавказских республиках, в Средней Азии, и в самой России, в ходе которых радикальные настроения постоянно вытесняли здравый смысл.

 

Безусловно, винить в этом простых людей глупо и несправедливо, ведь в условиях неизвестности и безальтернативности легко манипулировать обществом, и направлять его энергию и желание построить будущее в деструктивное русло. При таком раскладе любая идея, подброшенная извне без особых осложнений, находит себе благоприятную почву развития.  

 

Похожие процессы не обошли стороной и Азербайджан – самую большую и богатую республику Кавказа. Необходимо признать, что в силу ряда военно-политических обстоятельств переход в эпоху независимости сопровождался в этой стране большими осложнениями, человеческими и территориальными потерями, трагедиями, государственными переворотами.  

 

Желание Москвы удержать Азербайджан и весь Южный Кавказ в орбите своего влияния через разжигание этнических конфликтов породило в этом регионе  ряд очагов войны, таких как Нагорный Карабах, Абхазия и Южная Осетия. Такую же агрессивную имперскую политику Россия впоследствии будет проводить в Молдове, породив никем не признанную Приднестровскую молдавскую республику. А после Украинского Майдана и свержения пророссийского политического режима войска Российской Федерации в 2014 году оккупируют украинский Крым и развяжут кровавую руссийско-украинскую войну на Донбассе.

 

Непосредственно в отношении Азербайджана московская квази-империя использовала традиционную армянскаю карту. Большевистская Россия впервые разыграла эту карту еще в 1920 году, спровоцировав армянский сепаратизм в Карабахе, который дал старт оккупации Азербайджанской Демократической Республики (АДР) – первой демократии на мусульманском Востоке. В результате этого, когда основные силы армии АДР было переброшены в  Карабах для подавления армянского сепаратизма (что ослабило охрану северных границ) московским войскам удалось захватить Азербайджан. Несмотря на то, что бывшие офицеры армии АДР подняли против российских оккупантов восстания в Гяндже, Карабахе, Закатале и других регионах, они не имели успеха. Российский большевизм утвердился на территории Азербайджана.

 

 В 1988 году, в процессе полураспада СССР, как и в 1920 году, по Азербайджану был нанесен удар армянскими сепаратистами в Нагорном Карабахе. Советское правительство бездействовало. Когда же стало развиваться национально-освободительное движение азербайджанцев, Москва решает подавить их вооруженным путем. В ночь на 20 января 1990 года в Баку вводятся карательные части советской армии, в результате чего зверски были убиты десятки мирных азербайджанцев, а сотни - получили ранения.

 

Кстати говоря, всякий раз, когда речь заходить о сопротивлении советской власти на местах, мировые  СМИ первым делом упоминают события в Тбилиси и Вильнюсе, хотя бакинская трагедия, как по своему масштабу, так и по своим последствиям затмевает  их. После этого советская власть в Азербайджане теряет свою легитимность и превращается в формальность.   

18 октября 1991 года Азербайджан объявляет свою независимость и выходит из состава СССР. Молодая республика, не имеющая регулярной армии, была вынуждена оставить на время проблемы государственного строительства и направить все силы для борьбы с армянским сепаратизмом,  непосредственно поощряемым Москвой.

 

Сам факт участия военнослужащих и техники 366-й мотострелковой дивизии российской армии, дислоцированной на тот момент в Карабахе, в резне мирного азербайджанского населения в Ходжалах является лучшим доказательством прямой причастности Москвы к армяно-азербайджанскому конфликту.  Несмотря на то, что в ходе армянской агрессии ООН приняла ряд резолюций, которые объявляли действия армянкой стороны незаконными и призывали их освободить занятые ими территории, однако никаких реальных действий со стороны мирового сообщества не наблюдалось.

 

В апреле 1994 года, в  Бишкеке между сторонами было достигнуто соглашение прекращении огня, однако по сей день не прекращаются столкновения и не перестают гибнуть мирные люди и военные.

Вот при таких непростых условиях Азербайджан восстанавливал свою государственность и защищал свою независимость. Не удивительно, что начало 90-х ознаменовалось в этой стране разгулом радикальных идеологических настроений. Сперва в Азербайджане давали знать о себе радикальные исламистские призывы, исходящие в основном из соседнего Ирана, которые, однако, успеха они не имели.

 

С приходом к власти Народного Фронта и его лидера А.Элчибека, пантюркизм превратился в официальную идеологию государства. Ориентируя свое политическое развитие на соседнюю Турцию народный фронт придавал всему тюркскую окраску.

Учебники Азербайджанского языка, были переименованы в учебники тюркского языка, азербайджанцы стали именоваться тюрками, а представители этнических меньшинств по ходу оставались в стороне от национальной идеи, чем впрочем, умело воспользовались иностранные государства.

 

Против Азербайджанской государственности выступили лезгинские сепаратисты «Садвала», которые (как утверждают) были причастны к террористическим актам в Бакинском метро в 1994 году. Параллельно начались волнения в южных регионах страны, где компактно проживали талыши, этническое меньшинство, относящееся к группе ираноязычных народов. И лишь приход Гейдара Алиева к власти в июне 1993 – года позволило Азербайджану устранить очаги сепаратизма, и сохранить единство страны. Нужда в новой, более созидательной и интегральной национальной идеологии давала о себе знать все сильнее…

 

Интегральная сущность азербайджанской национальной идеи

 

Придя к власти, Гейдар Алиев, имевший внушительный политический опыт (член политбюро ЦК КПСС!), отказался от политического радикализма, осознавая его разрушительную силу. Были предприняты все необходимые шаги, нацеленные на консолидацию народов Азербайджана, жестко пресечены все попытки раскола страны.

 

Президент заявлял, что он горд своим азербайджанским происхождением, все граждане страны, прежде всего азербайджанцы, и Азербайджан их постоянная и историческая родина, которую они должны защищать и прославлять. Представители национальных меньшинств массово были привлечены к работе государственных органов, некоторые из них получили высокие посты в правительстве. Подобный ход событий обеспечил стране мир, и свел к минимуму перспективы эскалации межэтнической ситуации в целом.

 

Общеизвестно, что каждая идеология должна иметь под собой прочную научно-духовную основу, звучащую в унисон с историческими реалиями. Иначе, как показал опыт СССР, никакая политическая и военная мощь, не способны обеспечить ей стойкость. Азербайджанский лидер Гейдар Алиев указав главнейшие ориентиры, возложил разработку ее научной базы на ученых.

К сожалению, общественные науки оказались не вполне готовы к этой работе. И эта проблема, кстати говоря, до сих пор является актуальной для всех постсоветских стран.

 

Следует отметить, что все-таки азербайджанским ученым удалось сделать существенный шаг в этом направлении. В этой связи хотелось бы отметить работы академика Рамиза Мехтиева, которому удается эффективно совмещать функции аналитика и государственного деятеля (возглавляющего Администрацию Президента Азербайджанской Республики). Его книга «Межнациональные отношения на исходе ХХ века» (1995) может рассматриваться как серьезная основа для формулирования современной азербайджанской национальной идеи. Автору в основном удалось разрешить вопрос относительно пантюркизма, который поднимали на щит азербайджанские идеологи и просветители начала ХХ века.

 

Для Р.Мехтиева тюрки - важнейший исторический компонент становления азербайджанской нации, чьи очевидные следы сохраняет как азербайджанская государственность, так и традиционная культура и литература. Однако тюрки - не единственный компонент этого многовекового процесса, и опираясь только лишь на него нельзя осознать истинную сущность и закономерности развития азербайджанского политического и духовного самосознания.

 

Он считает, что без комплексного изучения истории и культуры нации, невозможно выстроить прочную национальную идеологию, которая предусматривает комплексный подход, свободный от всякого рода субъективных предпочтений. Достаточно убедительно эти мысли прозвучали в его работах: «На пути к демократии: размышляя о наследии», «Определяя стратегию будущего: курс на модернизацию», «Азербайджан 2003-2008: размышляя об эпохе» и т.д.

 

Весьма важны его попытки освещения вопросов этнической антропологии азербайджанцев, которой он уделил отдельную главу в своей книге «Нагорный Карабах: история, прочитанная по источникам». Антропологический материал является весомым научным аргументом на пути формирования четкой национальной идеологии.

 

В историческом контексте эволюции азербайджанской национальной идеи нельзя не отметить и осмысление места и роли отдельных исторических личностей, например, Шаха Исмаила Сефеви (1487-1529) – основателя могущественной Сефевидской империи, первого централизованного государства  в истории Азербайджана.

 

Фокусируя внимание на деятельности Исмаила Сефеви, Р.Мехтиев призывает своих соотечественников анализировать роль отдельных личностей в азербайджанской истории не в контексте каких-то сектантских убеждений и предпочтений, а с точки зрения реалий политической борьбы и с позиций государственности.

 

Иначе Азербайджан никогда не сможет по достоинству оценить свое прошлое и отдаст его на откуп каким-то непонятным и бессмысленным чаяниям (Р.Э.Мехтиев, «Портрет воина и правителя», 2014).  Аналогичный подход характерен и в отношении Надир – шаха Афшара (1736-1747) прославленного военачальника и государственного деятеля, прозванного западными историками «Наполеоном Востока», который он изложил в предисловии к сборнику дипломатических писем Надира (2014).

 

Говоря об азербайджанской национальной идеи, хотелось бы также отметить ее геополитическую составляющую, которая во многом будет определять её будущее и жизнеспособность. Ведь конечная цель любой идеологии - это распространение и географическое преобладание. Нация должна знать и четко понимать, куда ее ведет та или иная идея в политическом и пространственном понимании.

Искренне надеюсь, что азербайджанским коллегам и политикам удастся сформулировать эффективную и мудрую национальную идею, от которой во многом зависит процветание и стабильность страны. И этот опыт, безусловно, интересен и полезен для украинских ученых и политиков.                           



Обновлен 08 сен 2015. Создан 07 сен 2015



top.bigmir.net